Виды приборов рассеянного света

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ

Все осветители разделяют на приборы общего (или рассеянного) и направленного света. Важнейшей характеристикой осветительного прибора является угол рассеяния — плоский угол, в пределах которого сила света осветительного прибора снижается не более чем на 10% от силы света в направлении оси.

Приборы общего света должны быть с большим углом рассеяния от 60° до 180°. У приборов направленного света угол рассеяния должен колебаться от узкого (несколько градусов) до довольно широкого (50—60°). Так, все прожекторы дают сильный и узконаправленный световой пучок. Но при съемке прожекторы применяют редко. Чаще используют приборы с галогенными лампами.

Устройство :

Студийные источники делятся на два основных типа — импульсные (студийные вспышки) и источники постоянного света.

Источники постоянного света — это мощные галогенные лампы, потребляющие много электроэнергии и выделяющие значительное количество тепла. Поэтому их редко используют в фотографии, чаще в киносъёмке. Очень интересных эффектов можно добиться при совмещении в съёмке источников постоянного и импульсного света. У нас в студии четыре осветительных прибора постоянного света. Их цветовая температура 3200К. Чтобы уравновесить их цветовую температуру с температурой импульсных источников, у нас имеются конверсионные фильтры. С их помощью можно сместить тёплый свет постоянных источников в синюю зону спектра — или, наоборот, тёплым фильтром приблизить температуру вспышек к температуре ламп накаливания.

Импульсные источники света (студийные вспышки) состоят из двух ламп — непосредственно лампы-вспышки и обычной лампы пилотного света («пилот» относительно небольшой мощности (порядка 300W). «Пилот» необходим для того, что бы оценить светотеневой рисунок. Его мощности обычно недостаточно для съёмки, если только не снимать на открытой диафрагме.

Импульсные источники можно разделить по исполнению на два типа: моноблоки и генераторы.

В моноблоке элементы управления, лампа-вспышка и пилот выполнены в одном корпусе, такой прибор устанавливается на штатив и подключается к электросети. Непосредственно на корпусе моноблока находятся все элементы управления. Характеристики моноблоков значительно отличаются в зависимости от фирмы-производителя. Самые популярные и зарекомендовавшие себя на рынке осветительного оборудования производители — это Bowens, Broncolor, Profoto, Rekam, Elinchrom, Falcon, RayLab и, конечно же, Hensel.

Перемещающаяся панорамирующе-поворотная опора с регулировкой по весу сделана из металла, как и корпус моноблока. Её механизм крепления надёжно удерживает такие тяжёлые аксессуары, как, например, крупные софтбоксы.

Мощность вспышки можно регулировать в диапазоне диафрагмы объектива 5 f приращениями 1/10 f. Избираемый уровень мощности указывается на дисплее. Кнопки с активной подсветкой обеспечивают простую и надёжную работу даже в полной темноте. Отключаемый фотоэлемент высокой чувствительности обеспечивает надёжную ИК-синхронизацию. Многие другие хорошо зарекомендовавшие себя решения были заимствованы (и многие в улучшенном виде) из предыдущих серий EXPERT и Contra. Приборы Hensel Expert Pro полностью совместимы со всеми выпускавшимися ранее аксессуарами марки.

Устройства имеют трёхсот ваттный пилотный свет. Вместо того, чтобы просто выполнять работу с полной или пропорциональной мощностью, «умный» пилотный свет обеспечивает значительную экономию. Электронная система непрерывно отслеживает работу устройства, обеспечивая снижение мощности пилотного света до заданной величины через определённое регулируемое время (5-90 мин.). Как только устройство включается снова, предыдущая величина восстанавливается. Цветовая температура таких вспышек 5600К.

В генераторе элементы управления несколькими источниками размещены в одном корпусе, а сами лампы на штативах подключаются к этому корпусу специальными проводами. Приборы генераторного исполнения, как правило, относятся к более высокому классу и имеют лучшие характеристики (мощность, длительность импульса, скорость перезаряда), чем моноблоки. Соответственно, они значительно дороже моноблоков и не так часто их можно увидеть в студии.

Мощность импульсных студийных источников света указывают в джоулях (Дж.) Например 500Дж, 1000Дж.

Светоформирующие насадки. Насадки — это навесные конструкции, которые присоединяются к источникам света через механическое соединение (байонет) и служат для изменения характера светового потока.

Люминесцентные осветительные приборы во многом подобны лампам, освещающим ваш офис, отличаясь лишь тем, что специально приспособлены для использования при видео- и киносъемке и снабжены регулируемыми креплениями и высокочастотными балластными блоками.
Такие осветители сейчас очень популярны, так как они дают мягкий рассеянный свет, потребляют меньше энергии, чем светильники с лампами накаливания, и не нагреваются. Многие специалисты подчеркивают именно эту последнюю особенность, потому что при съемке под множеством ламп накаливания в помещении становится жарко, как в печке, у актеров возникают проблемы с гримом и для нормальной работы требуются мощные кондиционеры.
Среди изготовителей люминесцентных устройств, вероятно, первое место занимает фирма Kino-Flo, которая начала делать специализированные приборы этого типа в конце 80-х годов, когда слово «люминесцентный» в киноиндустрии считалось чуть ли не ругательным. В то время для видеосъемки такие осветители не были приспособлены, кадры получались с нездоровым зеленоватым оттенком. Но для киносъемки они подходили еще меньше, так как при частоте 24 кадра в секунду медленное (50 Гц) мерцание ламп проявлялось в виде неприятных пульсаций. Фирма Kino-Flo решила эти проблемы, разработав цветосбалансированные лампы и специальные высокочастотные балластные блоки.
Сегодня компания производит самые разные люминесцентные приборы — от огромных многоламповых блоков до крошечных трубок с вынесенным балластом, которые можно спрятать практически где угодно. Специальные цветосбалансированные лампы позволяет сочетать люминесцентные осветители с кварцевогалогенными или металлогалогенными без гелевой коррекции. Конечно, Kino-Flo — не единственный изготовитель. Сейчас люминесцентные приборы выпускают почти все производители осветительного оборудования, так что выбор достаточно широк. Lowel Light (США) предлагает на рынке портативный комплект люминесцентных осветителей Caselite, а De Sisti (Италия) и Videssence (США) производят широкую гамму люминесцентных студийных источников света, причем многие из них рассчитаны на стационарное использование и не являются переносными.
Чаще всего люминесцентное освещение операторы применяют в сочетании с кварцевогалогенными приборами. Дело в том, что оно не очень подходит для некоторых задач, например, не позволяет получить узкий, яркий луч. Вообще случаев, когда старый добрый «бэбик» оказывается лучшим выбором, достаточно много, поэтому я не рекомендовал бы приобретать только люминесцентные источники. Если же ваши задачи сводятся исключительно к мягкой портретной съемке, люминесцентного света будет вполне достаточно.

Металлогалогенные лампы, или HMI (Hydrargyrum Medium-arc Iodine), представляют собой современный компактный вариант электрической дуги. Их ценят за то, что они дают очень яркий свет с той же цветовой температурой, какой обладает солнечный. С каждым годом популярность этих ламп все больше растет.
Фактически HMI — это дуга, заключенная в герметичную капсулу. Те, кому приходилось иметь дело с обычной электрической дугой, знают, какой капризной она бывает. Так вот, уже не валяется белый пепел повсюду, и не нужно постоянно менять электроды — без всяких таких сложностей вы получаете прекрасный, чистый белый свет от компактного прибора. Правда, необходимо очень высокое напряжение, поэтому таскать за собой тяжелый источник питания все равно приходится, хотя и эти источники теперь стали гораздо меньше и легче, а некоторые даже работают от аккумуляторов.
Достоинством HMI является то, что их свет, как мы уже сказали, очень похож на солнечный. Они бывают самого разного размера и мощности — от крошечной Joker-Bug 150 до таких гигантов, как осветитель LTM Super в 12 или 18 кВт с 24-дюймовой линзой Френеля. Существуют конструкции с параболическим отражателем и сменными линзами (например, De Sisti Remington) или с обычными френелевыми линзами (Mole HMI Solarspot). Портативный комплект HMI обычно состоит из одного осветительного прибора, источника питания, штатива и принадлежностей.

Источники мягкого освещения

Эти устройства предназначены давать мягкий, рассеянный свет. Существуют самые различные их конструкции, от обычного осветительного прибора, оснащенного софт-боксом (такого, как Chimera Softbank), до специально спроектированных устройств (Lowel Rifa-lite или De Sisti Wyeth). Диапазон технических решений также очень велик. Как и люминесцентные светильники, эти обычно применяются вместе с линзовыми или безлинзовыми приборами. Некоторые фирмы выпускают комплекты, в которые входят софт-бокс или специальный осветитель, а также обычный прибор (безлинзовый или с линзой Френеля).

В приборах этого типа перед лампой установлена специальная линза, формирующая пучок света. Основные их группы составляют приборы с френелевой линзой и параболическим отражателем (PAR). Линза Френеля имеет ступенчатую поверхность, которая обеспечивает эффективную фокусировку луча. Такие линзы бывают самыми разными по размерам и стоимости — от миниатюрных 100-ваттных моделей до 5-киловаттной Mole Senior Solarspot.
Благодаря универсальности осветители с френелевыми линзами в видео- и киносъемке применяются наиболее часто. Их можно настроить и так, чтобы получить широкий затопляющий луч, и так, чтобы сформировать узкий и яркий пучок света. Свое семейство френелевых осветителей есть почти у каждого производителя осветительного оборудования; в качестве примеров можно назвать модели Lowel Fren-L 650 и популярные LTM Pepper.
Многие комплекты, выпускаемые разными фирмами, состоят из двух-трех френелевых осветителей и одного источника мягкого света. Очень часто сцену освещают три источника: два мощных и один послабее — для фоновой подсветки.
Осветители типа PAR (parabolic aluminized reflector — параболический алюминированный рефлектор) представляют собой довольно простые конструкции, состоящие из лампы и отражателя. В качестве примера можно назвать старомодную автомобильную фару, а также лампы, применяемые для уличного освещения. Тип линзы на передней стороне лампы определяет форму луча, которая не регулируется. Многие современные модели PAR снабжаются отдельными сменными линзами.

Такие приборы состоят из лампы и отражателя, обеспечивающего фокусировку луча. Среди них есть как недорогие модели (например, фотографические Smith-Victor), так и более сложные (ArriLite). К этому типу относится большинство моделей фирмы Lowel — от V-light и Tota-light до Omni-light и Lowel DP Lite. Некоторые из них имеют настройку фокуса, оснащаются шторками и другими подобными средствами управления светом, другие же почти не регулируются.
С помощью недорогих осветительных устройств вроде Lowel Tota-light легко освещать большие площади. Модели Lowel Omni-light и Lowel DP Lite имеют средства фокусировки и оригинальные многостворчатые шторки для управления светом собственной разработки фирмы. Приборы открытого типа обычно гораздо дешевле своих линзовых аналогов.

Основные насадки используемые в студии:

Студийные осветители, ввиду их малой поверхности излучения, можно считать точечными источниками света, поэтому для получения сбалансированного освещения и создания световых эффектов применяются насадки с различной формой и величиной площади излучаемой поверхности.

Рефлектор – это самая важная насадка студийных вспышек. Рефлекторы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (зонтами, фильтрами). Основные задачи рефлекторов — ограничение светового потока по углу распространения и концентрация его в определенном направлении.

Рефлекторы могут работать самостоятельно, давая жесткий направленный свет и резкие тени, а также в сочетании с цветными фильтрами (позволяют точечно менять цвет освещения) и сотами различного размера (используются для получения пучка параллельных лучей). На стандартные рефлекторы нередко устанавливаются шторки для ограничения потока света.

Фоновый рефлектор. Для освещения студийных фонов или другого заднего плана существуют специальные фоновые рефлекторы, задача которых — не только обеспечить равномерное распределение освещения, но и исключить попадание света в объектив камеры.

Портретная тарелка. Является одной из разновидностью рефлектора, но благодаря конструктивной особенности «портретной тарелки» свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект «портретной тарелки» можно дополнять сотами или софт-насадками.

Тубус (“спот”). Насадка конической формы. Дает возможность выставлять световые акценты, выделяя светом небольшую деталь сцены. Зонт. Зонты позволяют получить «полумягкий» и рассеянный свет. Зонты бывают просветными, то есть рассеивающими свет, проходящий через белую ткань, из которой они сшиты, а также отражающими. У отражающих зонтов нерабочая внешняя поверхность выполняется из черной ткани, а рабочая может быть либо белой с высоким коэффициентом диффузного отражения, либо металлизированной. Металлизированная ткань бывает серебристой или золотистой.

Софтбокс. Прямоугольные конструкции, рассеивающие свет. Сегодня именно с софтбоксами работает большинство фотографов, когда необходимо получить мягкий, рассеянный свет. Характер освещения софтбокса зависит от его формы, размеров и растояния до модели. Как уже писалось выше, что чем больше площадь источника света, а так же чем ближе он находится к снимаемому объекту, тем мягче свет вы получаете на снимке.

Стрипбокс. Одна из разновидностей софтбокса, длина которого в несколько раз превышает ширину. Стрипбоксы чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съёмке крупных предметов и съемок ню. Стрипбоксы отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях.

Октобокс. Еще одна разновидность софтбокса. Представляет из себя восьмиугольный софтбокс большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.

Линза Френеля :сложная составная линза. Состоит не из цельного шлифованного куска стекла со сферической или иными поверхностями (как обычные линзы), а из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Предложена Огюстеном Френелем.

Эта конструкция обеспечивает малую толщину (а следовательно, и вес) линзе Френеля даже при большой угловой апертуре. Сечения колец у линзы строятся таким образом, что сферическая аберрация линзы Френеля невелика, лучи от точечного источника, помещённого в фокусе линзы, после преломления в кольцах выходят практически параллельным пучком (в кольцевых линзах Френеля).

Линзы Френеля бывают кольцевыми и поясными. Кольцевые направляют световой поток в каком-либо одном направлении. Поясные линзы посылают свет от источника по всем направлениям в определённой плоскости.

Диаметр линзы Френеля может составлять от единиц сантиметров до нескольких метров.

Лучи от точечного источника, помещённого в фокусе линзы, после преломления выходят практически параллельным пучком.

Студийная линза Френеля комплектуется диафрагмой, с помощью которой фотограф может легко менять диаметр светового пучка.

Линза Френеля создаёт в фотографии эффект театральной постановки света, иногда говорят – голливудский свет.

17. Рассе́янный свет —свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы. Такое освещение передаёт на фотографии соответствующими тонами только форму и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на рисунке кажется почти плоским.

Рассеянный свет создаёт солнце, закрытое облаками. Такое же освещение создаёт электролампа из молочного и матового стекла в рефлекторе с матированной поверхностью или с рассеивающим экраном перед источником света. Рассеянный свет даёт мягкое освещение, отчего фотографии получаются малоконтрастными.

Успех любой съемки, будь то фото- или видеосъемка, во многом определяется тем, насколько грамотно и умело был использован свет. Сочетание нескольких видов осветительных приборов позволяет получать различные виды света – как направленный, так и рассеянный свет.

Такое освещение предполагает равномерное распределение мягкого света, что позволяет добиться отсутствия резких переходов между светом и тенью. Стоит заметить, что наиболее распространенными в ходе студийной съемки являются точечные источники освещения. Однако совершенно необходимым является и применение источников рассеянного света, которые представлены сегодня различными видами осветительных приборов. Эти приборы отличаются как по своей форме, так и по размеру площади поверхности, излучающей свет. Всего в этой группе представлено около десяти различных разновидностей. А, дополнив эти приборы специальными видами насадок – софт-боксами, зонтами и рефлекторами – можно получить освещение различных характеристик.

18. Напра́вленный свет — свет, дающий на объекте резко выраженные света́, тени и в некоторых случаях блики. Направленный свет освещает только поверхности объекта, обращённые к источнику света. Остальные его поверхности находятся в тени.

На фотографии освещённые поверхности объекта будут иметь тона, соответствующие их цвету, и их фактура будет воспроизведена достаточно точно. Затенённые участки объекты выйдут глубоко чёрными. На них тона́ и фактура отсутствуют.

Изображение на снимке имеет объём, но форма объекта из-за глубоких теней обычно выявляется не полностью.

Направленный свет создает прямое солнечное освещение при высоком положении солнца на безоблачном небе, вольтова дуга, электролампа без арматуры или в рефлекторе с зеркальной поверхностью, а также линзовый прожектор.

Направленный свет от одного источника вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применяя два или несколько источников света.

Направленный свет достигается использованием в приборах собирающих линз или тубусов. Иногда используются тубусы с линзами(почти объектив) — используются в больших театрах, в случае если нужно подсветить очень небольшой участок сцены из далека.

Источник