Географические приборы эпохи великих географических открытий

Картография периода великих географических открытий

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Морские карты средневековья

В античные времена создавались навигационные карты –периплы –прибрежные лоции, по сути, описания путешествий и указания шкиперу. Известны периплы побережья Средиземного моря, Каспия, Индийского океана, Черного моря. По мере распространения компаса. старые периплы сменились средневековыми «портоланами» — особыми руководствами по навигации от порта к порту и по пересечению открытых морских пространств. Ещё древние викинги пользовались магнитом, плавающим в деревяной чаше, в Европу — Средиземноморье, компас возможно принесен норманнами в X-XI веках. К портоланам прилагались рисунки береговой линии, планы гаваней. На них гавани, мысы, острова соединяются линиями, приводятся численные значения расстояний между ними. (рис XXXI). Существовали инструкции по путешествиям. В 1311г. в Генуе была создана первая датированная карта Петра Весконте (рисXXXIV,XXXV).

Карты «портоланы» также известны как компасные, румбовые карты, так как на них изображены румбовые линии, т.е. линии, выходящие радиально из центра в направлениях ветров или румбов компаса. Сохранилось 130 карт XIV-XVвеков. Сетка румбовых линий позволяла штурману прокладывать курс от одной гавани к другой. Названия на карте подписывались красными буквами, заглавные – черными, слева от береговой линии или перпендикулярно к ней. Опасные рифы отмечались точками, крестиками. Проекции не использовались. Известны морские карты: итальянские – Генуя, Венеция – бассейна Средиземноморья и каталонские – Барселона, Майорка – до Скандинавии и далеко на восток.

В XV веке появились морские суда, способные ходить против ветра и на них можно было предпринимать океанские плавания. Были накоплены знания о ветрах, течениях Атлантики, разработаны навигационные методы и изобретены новые приборы позволяющие штурману с большей достоверностью определять местоположение судна. В этих технических усовершенствованиях первенствовали португальцы. Они продвинулись на юг вдоль западного побережья Африки по направлению север-юг, и для них важны были широты. Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй надежды в 1487г. (рис16 стр108) В 1497-99гг. Васко-да-Гама открыл морской путь в Индию. Португальцы составили карты Западной Африки и Восточной Африки (по арабским источникам).

Христофор Колумб задумал свою экспедицию по поиску западного пути в Индию. Согласовав расстояние по глобусу составленному Мартином Бехаймом (рис LV) он отплыл в 1492г. в свою первую экспедицию. Колумб составил набросок северо-западного побережья Испаньолы. Люди Колумба создали карты, 2 из них сохранились: карта мира Хуана де ла Косы, который затем участвовал в экспедиции Веспуччи, исследовавших в 1499г побережье Южной Америки (рис LVI). Картографические наброски в рукописных книгах итальянскогогеографа Александро Цорци (1506г.) приписывались Бартоломео Колумбу (брат Христофора Колумба рис 28 стр111), который не рассматривал эти земли как новый континент.

Карты первых 2-х десятилетий XVI века отражают расширенный объем первоначальных открытий и на востоке и на западе. Это португальские, итальянские, немецкие карты. (рис 29 стр112).

В 1552г со слов участников экспедиции Магеллана впервые показаны Филиппины. На португальской карте1502года «планисфера Кантино» обозначено открытие португальцами Индии, в последующем они изобразили Индийский океан и Юго-Восточную Азию более детально.

На Западе испанцы, португальцы исследовали побережье Карибского моря, Центральной Америки, Бразилию, Северо-Восточные берега Южной Америки. Созданные картыне датированы. Но Вальдзеемюлер на своей карте Мира в 1507г. (LXI, рис30,31) изобразил их как отдельный новый континент.

Португальские картографы и теоретики навигации первыми поняли ошибочность плоских карт, игнорировавших кривизну Земли. На картах стали отражать местное и магнитное склонение в виде наклонных шкал вдоль побережья.

В Испании был образован гидрографический отдел для наблюдения за изготовлением карт и для подготовки их стандартных прототипов. Возглавил его ( главный штурман) был Америго де Веспуччи (1508-1512гг.) он экзаменовал всех штурманов, желавших получить лицензию на провод судов в «Индию» и отвечал за проверку всех предназанченных на продажу карт и навигационных инструментов.

В 1516г. Вальдзеемюлер опубликовал свою знаменитую «Морскую карту плаваний португальских навигаторов» на 12 листах (рис LXII).

Средиземноморские соркие карты – являлись уже специализированными навигационными картами для штурманов.

В Испании и Франции в течение всего XVI века старались привлечь на службу португальских штурманов и картографов, они привозили португальские карты на которых была обязательна градуировка по долготе вдоль экватора ( широты внедрены гораздо раньше).

Великие географические открытия XV-XVI веков привели к развитию торговли, колонизации новых земель, развитию мореплавния. Всё это требовало создания достоверных карт. Для эксплуатации колоний создавались специализированные картогрнафические учреждения. Возникло множество частных картографических предприятий.

Систематическое собрание из 57 карт было собрано и издано Авраамом Ортелием (1570г. фламандцем) – «Обозрение шара земного», с подробным описанием. Развивалась фламандская школа картографии (Нидерланды). Представителем которой является Герард Меркатор (1512-1594гг.) – крупнейший составитель и издатель. Им была составлена Большая карта Мира 1569г. с применением равноугольной цилиндрической проекции и Капитальный атлас 1595г. (после смерти Меркатора).

Картографический бум продолжался, создавались различные карты и атласы.. Число проекций достигло 20. Их использовали в зависимости от территории, назанчения карты. Назрела необходимость создания обновленной карты мира. Хондей, Янсон, Блау ( нидерландская школа) создали большие атласы -12 томов, 609 двойных карт, 4200страниц текста, художественнно оформленных. Картографическое производство было с полным разделением труда, т.е. на уровне крупного капиталистического производства. (XVIIв. )

Эпоха Великих географических открытий

Время от времени в истории человечества происходят события, которые коренным образом изменяют ее ход. Укрощение огня, приручение диких животных, изобретение колеса и письменности, кинематограф, ядерная энергия, полет в космос. Одним из таких поворотных моментов стала эпоха Великих географических открытий, в буквальном смысле слова открывших для человека Землю.

Географические приборы эпохи великих географических открытий

На самом деле географические открытия люди делали постоянно, начиная с первобытных времен и вплоть до сегодня. Например, всего несколько лет назад в море Лаптевых был открыт новый остров.

Но к эпохе Великих географических открытий относят только исторический период с XV по XVII век, когда европейские путешественники (преимущественно португальцы и испанцы), искавшие торговые пути в Индию, открывали новые, неизведанные земли и прокладывали маршруты по морю в Африку, Америку, Азию и Океанию.

«Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового» (А. Эйнштейн)

Время перемен

До середины XV века людям была известна от силы четверть Земли. Но следующие два — всего два! — столетия буквально изменили для человека лик планеты и повернули ход истории.

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Как правило, эпоху Великих географических открытий делят на два периода . Первый — от середины XV до середины XVI века: открытия испанцев и португальцев в Африке, Америке и Азии, включая путешествия Колумба, Васко да Гамы и Магеллана. Второй — от середины XVI до середины XVII века: открытия русских путешественников в Азии, англичан и французов — в Северной Америке и голландцев — в Австралии и Океании.

«Каждый выдающийся исследователь вносит свое имя в историю науки не только собственными открытиями, но и теми открытиями, к которым он побуждает других» (М. Планк)

В силу различных причин подлинно могущественными морскими державами к середине XV века были Испания и Португалия. Торговые пути от этих государств до Индии с ее золотом, серебром, а главное, пряностями, ценившимися чрезвычайно высоко, через Средиземноморье, Африку, Аравию и Азию были долгими и полными опасностей. Именно поэтому испанцы и португальцы первыми начали поиски морского, а значит, более короткого и дешевого пути к индийским богатствам.

Открытие Америки Христофоров Колумбом

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Родившийся в Генуе (Италия) в семье ткача Христофор Колумб начал ходить на кораблях еще подростком. В 1476 году он попал в Лиссабон, столицу Португалии, куда в то время стекались сведения обо всех новейших географических открытиях. Год за годом молодой итальянец выходил в море на различных судах, побывал в Англии, Ирландии, на Азорских островах. Из книг, собственных впечатлений, разговоров с опытными мореходами Колумб собирал сведения и все более проникался идеей, ставшей в конце концов его истинной страстью: достичь Индии, отправившись не на восток, а на запад.

К середине XV века европейцы уже обладали не только знаниями, но и инструментарием, без которого океанские путешествия были бы невозможны: они использовали астролябию, компас, каравеллу. Мечта Колумба была осуществима, и дело оставалось за малым — для дальнего плавания требовались деньги.

Колумб пытался найти покровителя и мецената при португальском дворе, но получил отказ. В 1485 году мореплаватель покинул Португалию и отправился ко двору «конкурентной» морской державы — Испании.

Эти два королевства воистину царили на морях той эпохи. Их караваны бороздили воды в поисках новых земель, в погоне за золотом, серебром и пряностями, ценившимися выше драгоценных металлов. Кратчайший морской путь в Индию был нужен и португальцам, и испанцам. И Колумб, пусть и далеко не сразу, был принят при дворе Их Католических Величеств, короля Фердинанда и королевы Изабеллы.

Ожидание и красноречие Христофора Колумба были вознаграждены. По соглашению, подписанному между ним и королевской четой Испании, он получал три корабля и финансирование для их снаряжения. В случае успеха Колумб должен был стать адмиралом, вице-королем и правителем всех открытых земель.

В начале августа 1492 года каравеллы «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли в море.

Сам Колумб и не подозревал, насколько удачным было стечение обстоятельств его первого путешествия. На его стороне оказались правильно выбранная широта — кратчайший путь через Атлантику, попутные ветра и даже изменение курса к концу плавания, как того потребовал находившийся на грани бунта экипаж.

Географические приборы эпохи великих географических открытий

13 октября 1492 года Колумб ступил на первую открытую им землю — один из Багамских островов, названный им Сан-Сальвадором. Уверенный, что достиг подступов к Индии, Китаю и Японии, мореплаватель отправился дальше, дойдя до островов Куба, Эспаньола и Тортуга (последнему было суждено позже стать прибежищем пиратов всего Карибского моря).

В жизни великого итальянца будет еще много взлетов и падений, но именно тогда, осенью 1492 года, он совершил самое великое свое деяние — открыл Новый Свет.

«Ложный шаг не раз приводил к открытию новых дорог» (Л. Кумор)

Генрих Мореплаватель

Имя Христофора Колумба является первым, что приходит на ум, когда разговор заходит о Великих географических открытиях. Но справедливее было бы считать, что первым развернул паруса ветрам перемен сын португальского короля Жуана I — инфант Генрих, прозванный впоследствии Мореплавателем.

За всю жизнь Генрих не принял участия ни в одной из экспедиций, но снарядил их великое множество. Инфант хотел найти дорогу вдоль берегов Африки до Индии. До свершения этой мечты Генрих Мореплаватель не дожил, но благодаря ему Португалия открыла самую зловещую, позорную и в то же время самую доходную страницу своей истории — работорговлю.

Васко да Гама и его путь в Индию

Географические приборы эпохи великих географических открытий

С открытием пути в Индию связаны десятки кораблей и плаваний, сотни моряков, три правителя, сменившие друг друга на троне, — а в историю вошло имя сурового и жестокого мореплавателя, первым из европейцев достигшего Индии морским путем, — Васко да Гамы.

В июле 1497 года его армада из трех кораблей — «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл» и «Берриу» — отправилась в путь. Флотилию ждали суровые испытания: встречные ветра и течения, жара Экваториальной Африки, цинга, поразившая экипаж на полпути к мысу Доброй Надежды. Но четыре с половиной месяца спустя Васко да Гама обогнул южную оконечность африканского континента и повернул на северо-восток.

В отличие от Колумба португалец действительно открыл путь в Индию . Да, впереди были многочисленные столкновения с арабами, давно и прочно освоившими эту часть света, еще нужно было обустраивать фактории и налаживать торговые связи с местными властителями, но главное было сделано. Португалия стала одной из богатейших и могущественнейших морских держав мира. С мая 1498 года и вплоть до открытия Суэцкого канала для судоходства в 1869 году основные торговые пути из Европы в Азию шли морем.

«Тот, кто совершает открытие, видит то, что видят все, и думает то, что никому не приходит в голову» (А. Сент-Дьерди)

Соперничество Испании и Португалии

В XV веке Испания и Португалия делили пальму первенства среди морских держав. Чтобы две могущественные короны не враждовали, открывая новые территории, в 1452-1456 годах римские папы Николай V и КаликстIII закрепили за Португалией право владения землями к югу и востоку от мыса Бохадор, и Испания признала это право.

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Однако открытия Колумба 1492 года резко изменили ситуацию. Поскольку адмирал считал, что открыл западный путь в Индию, а Португалия претендовала на индийские земли, к которым шла восточным путем, оба королевства теперь оспаривали права владения друг у друга.

К счастью, опасный спор сумел разрешить римский папа Александр VI Борджиа, который в мае 1493 года установил демаркационную линию, разделявшую испанские и португальские колонии. Кастилии отныне принадлежали земли к западу от «папского меридиана», Португалии — к востоку, о чем 7 июня 1494 года был подписан Тордесильясский договор. Этот документ не только разграничивал сферы влияния двух держав, но и фактически закреплял за ними владение Мировым океаном, исключая из этого остальные европейские страны.

Кругосветное путешествие Фернана Магелана

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Двадцать последующих лет испанские и португальские корабли без устали бороздили океанские просторы. Стало совершенно очевидно, что Америка не Индия, а новый континент. Но пока от нее почти не было доходов, и она казалась досадной помехой на западном пути к пряностям и золоту Индии. Мореходы искали возможность обойти это препятствие.

Поэтому не было ничего удивительного в том, что в 1518 году в испанский совет по делам обеих Индий обратился португальский военный моряк Фернан Магеллан — он предложил рассмотреть план западного маршрута к Молуккским островам, где производились дорогие пряности. Забавно, что к испанской короне вновь обратился чужеземец, и вновь потому, что его проект был отвергнут португальским монархом. И снова, как и в случае с Колумбом, Испания не прогадала, согласившись финансировать экспедицию.

Опытный моряк брался отыскать пролив, который позволил бы проплыть в Азию, не огибая огромный американский континент ни с севера, ни с юга.

«Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие» (А. Эйнштейн)

Путешествие Магеллана стало одним из тяжелейших в истории того времени. Оно продлилось более трех лет. Из пяти кораблей, отправившихся в экспедицию, обратно в испанский порт вернулось только одно, из двухсот шестидесяти пяти человек вернулись лишь восемнадцать. Сам Фернан Магеллан погиб в стычке с туземцами на одном из Филиппинских островов, уже найдя знаменитый пролив, который впоследствии назовут его именем, и находясь на обратном пути в Европу.

Переоценить значение первого кругосветного путешествия невозможно. Были окончательно разрешены давние споры о форме планеты, единстве Мирового океана и преобладании воды над сушей, о чем велись споры еще в Средневековье.

Открытие Австралии

Франция, Англия, Голландия и прочие страны, также имевшие серьезные морские традиции, мало что могли противопоставить засилью испанцев и португальцев в Атлантике, Индии, Центральной и Южной Америке. Англичане и французы начали осваивать североамериканский континент, где впоследствии будут основаны Новая Англия и Канада, которая отойдет французам.

Географические приборы эпохи великих географических открытий

Но самое интересное открытие предстояло совершить голландцам. Еще со времен Аристотеля в географическом мире бытовала идея, что в Южном полушарии непременно должен находиться большой материк, который уравновешивал бы обширную сушу Северного полушария. Но очень долгое время в эту часть Тихого океана корабли заходили скорее по случайности: «ревущих» сороковых широт, «свистящих» пятидесятых и «неистовых» шестидесятых избегали все. Но раз за разом моряки привозили сведения о различных частях суши, которую в конце концов стали называть Terra Australis Incognita — Неизвестная Южная земля, хотя в основном это были острова различных архипелагов Тихого океана.

И только в 1605 году голландец Виллем Янсзон, возглавлявший флот Ост-Индской компании, впервые достиг берегов Австралии . Почти сорок лет спустя другой голландец Абель Тасман достиг Новой Зеландии, Земли Ван-Димена (ныне Тасмания) и отметил на карте остров Фиджи. Поиски таинственной Южной земли завершились.

«Иногда полезнее не знать, что сделано до тебя, чтобы не сбиться на проторенный путь, ведущий в тупик» (Б. Герш)

Освоение русских земель

Пока мировые державы осваивали океан, русские первопроходцы осваивали одну шестую часть суши — огромные пространства Российского государства.

После завоевания Казанского и Астраханского ханств был открыт путь к Поволжью и Уралу. Колоссальные малонаселенные просторы могли стать источником богатства, но могли и погубить путешественников, осмелившихся вторгнуться в неизведанное.

Привилегии и огромные территории, дарованные Иваном Грозным купцам Строгановым, положили начало заселению Урала и развитию там сначала торговли, а потом и промышленности — добычи горных руд, пушнины и соли.

В 1577 году на восток двинулись казачьи отряды атамана Ермака, призванного Строгановыми для защиты от сибирского хана. В 1582 году Сибирское ханство было завоевано и присоединено к Российскому государству.

Географические приборы эпохи великих географических открытий

XVII век ознаменовался множеством географических открытий: было достигнуто устье Енисея, освоены нагорья Таймыра, нанесены на карты великие сибирские реки Лена, Яна, Оленек.

И вот уже следуют имена, известные каждому: Иван Москвитин, Семен Дежнёв, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов. Шаг за шагом они открывают и осваивают для потомков Колыму и Чукотку, Анадырь и Амур, Камчатку и Курилы.

Источник