Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых приборов

Задание №2 ОГЭ 2022 русский язык 9 класс тест с ответами для подготовки

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тренировочный тест задание №2 (синтаксический анализ) практика ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс с ответами по новой демоверсии экзамена ОГЭ 2022 года для подготовки к экзамену тест составлен на основе заданий ОБЗ ФИПИ.

Скачать вариант

Скачать ответы

Задание №2 ОГЭ 2022 по русскому языку 9 класс решать онлайн:

Ответы для заданий:

1)Прочитайте текст. (1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) воспринимая свет (предложение 1)
  • 2) неудивительно (предложение 2)
  • 3) чтобы выяснить (предложение 3)
  • 4) были гипотезы (предложение 4)
  • 5) была создана теория (предложение 5)

2)(1)Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. (2)Самый известный из них – компас. (3)Он был изобретён в Китае более двух тысяч лет назад. (4)Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север, как мы привыкли, а на юг, поэтому в Китае компас называли путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, после чего европейцы сами научились изготавливать этот полезный прибор. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 односоставное безличное.
  • 2) Предложение 2 двусоставное.
  • 3) В предложении 3 грамматическая основа – он был.
  • 4) Первая часть предложения 4 осложнена вводным предложением и однородными членами.
  • 5) Предложение 5 сложноподчинённое.

3)(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
  • 2) Во второй части предложения 2 грамматическая основа – способствует.
  • 3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 сложносочинённое.
  • 5) Предложение 5 односоставное безличное.

4)(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) В предложении 1 содержится составное глагольное сказуемое.
  • 2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
  • 3) Предложение 3 сложносочинённое.
  • 4) Предложение 4 односоставное безличное.
  • 5) Предложение 5 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

5)(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 простое двусоставное.
  • 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.
  • 3) Предложение 3 односоставное назывное.
  • 4) Предложение 4 сложное.
  • 5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

6)(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.
  • 2) Предложение 2 неполное.
  • 3) Предложение 3 односоставное, распространённое.
  • 4) Предложение 4 простое двусоставное.
  • 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

7)(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) В предложении 1 подлежащее – задачи.
  • 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
  • 3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.
  • 4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.
  • 5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

8)(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 2) Предложение 2 нераспространённое.
  • 3) Предложение 3 сложносочинённое.
  • 4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
  • 5) В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.

9)(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
  • 2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.
  • 4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
  • 5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

10)(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по- – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 простое.
  • 2) Предложение 2 односоставное безличное.
  • 3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.
  • 4) Грамматическая основа предложения 4 – произошло.
  • 5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

11)(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
  • 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
  • 3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
  • 4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
  • 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

12)(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложноподчинённое.
  • 2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.
  • 3) Предложение 3 содержит неполные предложения.
  • 4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
  • 5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

13)(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература ХIХ века – явление исключительное. (2)Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили в нашем читательском восприятии скорее на ослепительные светила или на Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. (4)Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы ов, непрерывности её традиций». (5)Каждая из великих книг – это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 двусоставное.
  • 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно было бы сказать.
  • 3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
  • 4) Предложение 4 содержит цитирование.
  • 5) Предложение 5 сложносочинённое.

14)Прочитайте текст. (1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие рямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
  • 2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  • 3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
  • 4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
  • 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

15)Прочитайте текст. (1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое инфракрасное излучение земли над всей площадью сада. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 простое двусоставное.
  • 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
  • 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
  • 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
  • 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.

16)Прочитайте текст. (1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.
  • 2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. 3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.
  • 4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.
  • 5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

17)Прочитайте текст. (1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые слова akustikos – й»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
  • 2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
  • 3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  • 4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
  • 5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

18)Прочитайте текст. (1)Земля – третья планета Солнечной системы, это единственная пока известная нам планета, на которой есть жизнь. (2)Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. (3)21 марта называют днём весеннего равноденствия: это начало астрономической весны, а 23 сентября – день осеннего равноденствия: это начало астрономической осени. (4)А когда же начинаются астрономические зима и лето? (5)Астрономическая зима начинается 22 декабря – самый короткий день зимнего солнцестояния, а астрономическое лето начинается 22 июня – самый длинный день летнего солнцестояния: в эти дни Солнце появляется летом на северо-востоке, а зимой – на юго-востоке, заходит летом на северо-западе, а зимой – на юго-западе. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложное с придаточным определительным.
  • 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.
  • 3) Первая часть предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение.
  • 4) Предложение 4 вопросительное.
  • 5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами с обобщающимсловом.

19)Прочитайте текст. (1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.
  • 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.
  • 3) Предложение 3 осложнено вводным словом.
  • 4) Предложение 4 двусоставное.
  • 5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.

20)Прочитайте текст. (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
  • 2) Предложение 2 сложное.
  • 3) Предложение 3 односоставное безличное.
  • 4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
  • 5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

Источник