Акт проверки прибора учета электроэнергии образец 2020

Приложение N 16. Акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии

к Правилам технологического

устройств потребителей электрической

энергии, объектов по производству

электрической энергии, а также

объектов электросетевого хозяйства,

принадлежащих сетевым организациям

и иным лицам, к электрическим сетям

Список изменяющих документов

(введено Постановлением Правительства РФ от 27.12.2017 N 1661;

в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184)

допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии

N _______________ «__» _____________ 20__

(наименование сетевой организации)

(фамилия, имя, отчество, должность представителя сетевой организации)

(фамилия, имя, отчество или наименование потребителя

(наименование субъекта розничного рынка, с которым у заявителя заключен

(предполагается к заключению) договор энергоснабжения (купли-продажи

(поставки) электрической энергии (мощности)

(фамилия, имя, отчество, должность представителя субъекта розничного

рынка, с которым у заявителя заключен (предполагается к заключению)

договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки)

электрической энергии (мощности)

(номер договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки)

электрической энергии (мощности) при наличии)

Дата и время проведения проверки: «__» ______________ 20__ г.

Акт опломбировки счетчика электроэнергии

Установленный новый счетчик электроэнергии нужно обязательно опломбировать. Без такой процедуры нельзя будет фиксировать показания. Опломбировку обязательно осуществляют как можно быстрее после установки прибора. Сделать это может та же организация, что и монтировала счетчик, либо управляющая компания после монтажа счетчика другой компанией. После установки пломбы исполнитель и заказчик составляют акт опломбировки счетчика электроэнергии.

Порядок опломбирования счетчика

Как правило, монтаж счетчика и его опломбировку осуществляет одна и та же организация. Но бывает, что по каким-то причинам монтаж произвели раньше, в том числе своими силами, поэтому для опломбировки заключают договор с управляющей или энергоснабжающей компанией.

  1. Нужно подать заявку в управляющую компанию, договориться о времени прихода специалиста (инженера, электромонтера).
  2. Составление договора и оплата услуги.
  3. Выезд специалиста, опломбировка счетчика.
  4. Составление соответствующего акта, где также должны быть зафиксированы показания, с которых будет начинаться отсчет.

Какие задачи выполняет акт опломбировки счетчика

Акт опломбировки счетчика электроэнергии выполняет следующие функции:

  1. Подтверждает, что условия договора между организациями (заказчиком и исполнителем) были выполнены.
  2. Фиксирует показания счетчика, с которых необходимо начинать отсчет.
  3. Является документом, который подтверждает, что хозоперация (опломбировка счетчика) выполнена, можно списать расходы на нее.

Какая информация должна быть в акте опломбировки счетчика

Документ компания, предоставляющая услуги по замене и/или опломбировке счетчиков, разрабатывает самостоятельно, так как его унифицированного бланка не существует. Заполнением бумаги занимается работник, который производит опломбировку счетчика.

В акте указывают такую информацию:

  1. Наименование организации-исполнителя.
  2. Реквизиты лицензии, выданной для разрешения заниматься деятельностью данного вида.
  3. Название документа: «Акт опломбировки счетчика электроэнергии».
  4. Место и дату подписания акта.
  5. Данные о компании, которая заказала опломбировку прибора: название, адрес, иные сведения.
  6. Месторасположение счетчика, который нужно опломбировать: указывают адрес и его место в помещении.
  7. Сведения о счетчике, опломбировку которого нужно сделать. Пишут его тип, дату выпуска, заводской номер, показания на день опломбировки.

Акт проверки прибора учета электроэнергии образец 2020

Инженер (электромонтер), который ставил пломбу на прибор, должен расписаться в документе.

К сведению! Документ должен быть составлен и подписан в двух экземплярах. Один остается у организации-заказчика, а второй специалист организации-исполнителя забирает с собой.

Может ли акт содержать исправления?

Фактические ошибки (неправильное указание номера, даты или наименования) разрешается исправить. Если ошибок несколько, то тогда лучше взять новый бланк и заполнить его.

Для исправления нужно использовать традиционный алгоритм:

  1. Вариант с ошибкой аккуратно зачеркивают одной линией.
  2. Сверху или рядом, где есть свободное место, разборчиво указывают верный вариант.
  3. На бланке также пишут: «Исправленному верить».
  4. Ставят подпись и дату.

Исправлять данные нужно в присутствии представителя организации-заказчика.

Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта

Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта

С 1 июля 2020 года в в законодательстве вступили в силу нововведения, которые изменили порядок проведения проверок приборов учета электрической энергии у потребителей. Соответствующие корректировки произошли в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (внесены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).

Итак, что это за изменения.

Что НЕ изменилось при проведении проверок приборов учета электроэнергии?

  • Проведение проверок приборов учета электроэнергии может быть проведено в плановом и внеплановом порядке
  • Правом на проведение проверок приборов учета наделены электросетевые организации и гарантирующие поставщика.
  • Уведомление о проведении инструментальной проверки электросчтечика не требуется. Однако такое уведомление может быть направлено потребителю для организации допуска на его объект.
  • Инструментальная проверка прибора учета должна производиться не реже 1 раза в год.

По результатам проведения такой проверки у потребителей может быть выявлен факт безучетного потребления электроэнергии, при котором производится расчетный способ определения объема электроэнергии и значительными суммами штрафных санкций. Именно поэтому потребителю необходимо знать о законодательных особенностях проведения таких проверок.

Порядок проведения таких проверок регламентируется в п. 169 – 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).

Что изменилось при проведении проверок приборов учета электрической энергии?

При проведении проверки прибора учета электроэнергии у потребителя должна вестись фотосъёмка или видеозапись проверки.

Полученные фото или видеозапись подлежит хранению и должна быть передана потребителю, в случае если в отношении него составлен акт безучетного потребления электроэнергии (п. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442).

Что должно содержаться в акте проверки прибора учета электрической энергии?

Порядок оформления акта инструментальной проверки прибора учета электроэнергии регламентирован в п. 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.

Акт инструментальной проверки прибора учета электроэнергии составляется либо электросетевой организацией, либо гарантирующим поставщиком и подписывается лицами, которые участвовали в проверке.

Важно: При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия. Ранее такого требования в законодательстве не было.

То есть если потребитель не согласен с результатами проверки электросчетчика – он должен обязательно поставить соответствующую отметку в акте инструментальной проверки.

Если потребитель не согласен с актом инструментальной проверки – ни в коем случае нельзя подписывать акт без замечаний.

Наиболее простым вариантом таких замечаний будет отметка: «С результатами проверки (актом) не согласен, подпись».

Обоснование причин Вашего несогласия с актом всегда можно представить позже.

В ином случае, оспорить результаты проверки в судебном порядке будет крайне затруднительно.

В акте инструментальной проверки узла учета должно быть зафиксировано заключение о пригодности/непригодности прибора учета для расчетов за электроэнергию, соответствии его требованиям, а также о наличии / отсутствии у потребителя безучетного потребления электроэнергии или признания счетчика утраченным.

Кроме того, в акте инструментальной проверки должны быть указаны следующие данные:

  • дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки;
  • лица, принявшие участие в проверке;
  • лица, приглашенные в соответствии с требованиями настоящего документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие;
  • характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительных трансформаторов — при их наличии), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения интервала между поверками прибора учета (измерительных трансформаторов);
  • соответствие оттиску поверителя в свидетельстве о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре) средства измерений и место установки контрольных пломб и знаков визуального контроля, установленных на момент начала проверки, а также вновь установленных (если они менялись в ходе проверки);
  • результат проверки;
  • характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка;
  • лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Читайте здесь, как согласно постановлению 442, должен с 1 июля 2020 года составляться акт о безучетном потреблении, а также производиться расчет безучетного потребления электрической энергии.

Акт замены электросчетчика

Электрический счетчик — прибор, который нужно менять своевременно, поскольку погрешность в показаниях может привести к излишней оплате электроэнергии. Установку (замену) счетчика должна производить специализированная организация после заключения договора с заказчиком. После того как работы будут закончены, специалист составляет акт замены электросчетчика. О том, что в нем указывают, разберем в статье.

Как заменить электросчетчик в организации

Если электрический счетчик больше нельзя использовать: произошла поломка или кончился срок службы, то необходимо произвести его замену. Это касается как жилых помещений, так и офисных, предприятий и т.д. Сроки службы приборов указаны в документации к ним. Обычно для электросчетчика такой срок может составлять до 25 лет.

Порядок замены прибора будет следующим:

  1. Компания должна подать организации, которая производит замену счетчика, заявку.
  2. Инженер выезжает к месту замены прибора для осмотра места, согласования действий, расчета стоимости и в конечном итоге — заключения договора. Заключить договор может как сам руководитель компании, так и его доверенное лицо.
  3. Покупка необходимого счетчика. Эту процедуру можно поручить работнику, который заведуют административно-хозяйственной частью.
  4. В назначенный день специалист приезжает, выполняет свою работу, меняет электросчетчик, производит опломбировку.

Функции акта замены электросчетчика

Данный акт позволяет решить несколько задач:

  1. Удостоверяет, что условия заключенного договора между сторонами выполнены: прописанные действия завершены — счетчик заменен. То есть если договор выражает только намерение для совершения той или иной сделки, то акт дает понять, что сделка совершена.
  2. Выступает в качестве первичного документа для списания на его основании расходов на смену счетчика. Каждая компания должна отражать в бухучете все хозоперации.

Как оформить акт замены электросчетчика

Акт о замене электросчетчика составляют в свободной форме. Компании, которые занимаются сменой электросчетчиков и другими подобными работами, имеют свой бланк и образец такого документа. В нем уже есть все нужные данные.

Заполнением бланка акта занимается инженер той компании, которая обслуживает электрооборудование.

В акте необходимо указать такие сведения:

  1. Название компании, которая производит замену счетчика.
  2. Номер и дату выдачи лицензии на право заниматься такой деятельностью.
  3. Наименование документа.
  4. Место и дату формирования акта.
  5. Название организации-заказчика услуги, ее адрес, другие реквизиты.
  6. Место замены счетчика. Здесь указывают адрес и название помещения, где специалист произвел замену электросчетчика.
  7. Сведения о старом счетчике: его тип, год выпуска, заводской номер. Обязательно нужно зафиксировать его показания на момент демонтажа.
  8. Сведения об установленном счетчике: тип, дата выпуска, заводской номер. Также нужно указать показания на дату установки.

Акт проверки прибора учета электроэнергии образец 2020

В конце документа расписывается инженер, который произвел замену электросчетчика.

Важно! Акт должен быть составлен в двух экземплярах. Один передают компании заказчику, а второй забирает себе исполнитель.

Можно ли исправлять ошибки в акте?

Бывает, что инженер, заполняющий бланк акта, допускает фактические ошибки: к примеру, пишет неверный номер счетчика, дату или адрес. Тогда можно исправить недочеты, применив стандартный порядок действий:

  1. Фрагмент с ошибкой зачеркивают одной линией.
  2. Сверху или рядом на полях пишут правильный вариант.
  3. Также пишут: «Исправленному верить».
  4. Визируют произведенные исправления подписью и датой.

Исправления необходимо делать при представителе компании-заказчика.

Что следует знать о составлении акта о безучетном потреблении энергии

Статья расширена до целого пособия. Его можно скачать здесь в формате PDF: https://zakon.ru/blog/2021/4/23/bezuchetnoe_potreblenie_energii_posobie

Что следует знать о составлении акта о безучетном потреблении энергии. Доводы, которые помогут потребителю защитить свои права в суде

1. Согласно судебной статистике споры в сфере энергоснабжения являются одними из самых распространённых. Годовые отчёты судов субъектов показывают, что энергетика занимает примерно 20 % от общего количества дел. Большинство из них касаются договоров электроснабжения.

Совокупный объём требований по энергоснабжению весьма велик. Из сводного отчёта о работе арбитражных судов субъектов РФ за первое полугодие 2019 года следует, что заявленные требования по договорам энергоснабжения составляют более 219 млрд. рублей. За весь 2018 год сумма дошла до 522 млрд. рублей.

Может сложиться впечатление, что потребители повально не платят за электроэнергию. Чем вызваны столь крупные суммы требований. К сожалению, из судебной статистики не видно, какой процент из всех споров занимает взыскание безучётного потребления энергии. Но судя по количеству решений, связанных с её взысканием, ответ напрашивается сам собой. Именно расчет безучетно потребленной энергии позволяет сетевым компаниям обращаться в суд с многомиллионными исками.

И как же быть организации, если в отношении неё составляется акт о безучетном потреблении энергии? В статье Вы найдёте советы, как себя вести при проверках со стороны сетевой компании и составлении акта о безучётном потреблении энергии.

2. Порядок проведения проверки и составления акта о безучетном потреблении энергии.

Порядок проведения проверки, выявления безучетного потребления энергии и составления акта содержатся в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения, Постановление № 442).

Как видно из самого названия Постановления № 442 его нормы содержат лишь основные положения функционирования розничных рынков. Какой-либо детальной процедуры проведения проверок и составления актов о безучётном потреблении энергии Постановление № 442 не содержит. Многие пробелы восполняет судебная практика.

Из Основных положений мы знаем, какие признаки имеет безучётное потребление энергии, какие бывают проверки и что должно быть отражено в акте о неучтённом потреблении энергии (хотя на практике его всегда именуют актом о безучётном потреблении).

Из определения видно, что признаками безучетного потребления энергии являются:

— нарушение (повреждение) пломб и (или) знаков визуального контроля;

— нарушение сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета;

— иные действия (бездействия), которые привели к искажению данных об объёме потребления энергии (абз. 13 п. 2 Основных положений).

Инициаторами проверок могут быть сетевые компании, гарантирующие поставщики, энергосбытовые компании (п. 167 Основных положений). Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановая проверка проводится, как правило, раз в год. Внеплановая может проводиться в любое время года неограниченное количество раз (п. 173 Основных положений).

Потребитель уведомляется о предстоящей проверке только в случае, если проверяющему требуется доступ к прибору учета: он находится на территории производственной базы, расположен в трансформаторной подстанции (ТП) и т.п. В этом случае уведомление о проверке в адрес потребителя должны направить за 5 рабочих дней до даты проверки (п. 177 Основных положений). При этом не важно, какой тип проверки (плановая или внеплановая) происходит.

Если проверяющего не допустить к прибору учета 2 раза подряд, объём электроэнергии будет рассчитан по мощности присоединенных устройств (если такая мощность определена в договоре). Если такая мощность не определена в договоре, объём электроэнергии будет рассчитан по «сечению кабеля». Последнее означает, что объём будет рассчитан исходя из допустимой нагрузки на электропровод, от которого электричество идёт к потребителю. Допустимая нагрузка определяется по специальной формуле (п. «а» п. 1 Приложения N 3 к Основным положениям). Расчёт потребленной энергии по «сечению кабеля» влечет за собой неминуемое банкротство потребителя, т.к. сумма, полученная в результате применения названной формулы, будет измеряться миллионами рублей.

Во время проверки сетевая компания может выявить факт безучетного потребления энергии, который должен быть зафиксирован в акте. Требования к составлению акта о безучетном (неучтенном) потреблении энергии содержатся в п. 192-193 Основных положений.

Из них видно, что такой акт не позднее 3 дней с даты его составления направляется сетевой компанией в адрес гарантирующего поставщика (сбытовой или снабжающей организации) и потребителя.

В акте должны быть зафиксированы следующие данные:

— о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

— о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;

— о приборах учета на момент составления акта;

— о дате предыдущей проверки приборов учета;

— объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

— замечания к составленному акту (при их наличии);

— величина максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанная в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

— величина мощности, используемая потребителем;

— способ, с применением которого было выявлено превышение величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанной в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;

— действия потребителя, которые повлекли превышение величины максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, указанной в договоре, обеспечивающем продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (при наличии таких данных).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие потребителя.

При этом представитель сетевой компании прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

Объём безучетного или бездоговорного потребления энергии осуществляется в соответствии с правилами Приложения № 3 к Основным положениям. При безучетном: либо по максимальной мощности присоединенных устройств, либо по «сечению кабеля». При бездоговорном: по «сечению кабеля».

3. Потребитель может успешно защитить свои права в суде, если при составлении акта о безучетном потреблении энергии были допущены нарушения. На что обратить внимание при составлении акта.

А) Отсутствие уведомления о предстоящей проверке.

Потребитель должен быть уведомлен надлежащим образом за пять рабочих дней до даты предполагаемой проверки. Отсутствие такого уведомления суды расценивают как нарушение порядка, предусмотренного Основными положениями, и отказывают во взыскании суммы безучетного потребления энергии. Примером служит дело А43-45829/2017, где суд установил отсутствие факта уведомления о проверке.

Судом указано, что составление акта без уведомления и в отсутствие потребителя (уполномоченного представителя) лишает потребителя права участвовать в составлении акта, проверять достоверность отраженных в нем сведений, давать объяснения, делать замечания к акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.

На практике представители сетевой компании могут прийти без уведомления и потребовать от работников потребителя предоставить им доступ в помещение, где находится прибор учета. Растерявшись, рядовые сотрудники дают проверяющим пройти к прибору учета. Впоследствии, если потребитель будет ссылаться на отсутствие уведомления о проверке, суд может дать неожиданную интерпретацию: из пунктов 170 и 177 Основных положений N 442 следует, что обязательное уведомление потребителя о проверке приборов учета, о проведении контрольного снятия показаний приборов учета предусмотрено только в случае, если сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя.

В случае если доступ к прибору учета предоставил работник потребителя, отдельного уведомления не требуется (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.05.2018 по делу N А31-13633/2016). При этом не спасут и ссылки на отсутствие полномочий у работника на допуск представителей сетевой компании к прибору учета. Суды сделают вывод, что такие полномочия следовали из обстановки.

Полагаем, что это неправильное толкование Основных положений. Уведомление о предстоящей проверке и предоставлении допуска к помещению с приборами учета даёт время потребителю самому провести визуальный осмотр прибора. Порой компании узнают, что пломбы на них нарушены только во время проверки. Причины повреждения или отрыва пломб могут быть самыми разными: повышенная влажность в помещении; температурные колебания (если прибор на улице) и т.п. Постоянно спускаться в подвал или другое непривлекательное место не каждый захочет. Самостоятельное выявление безучетного потребления дает потребителю возможность избежать тех критических последствий, которые установлены в случае выявления такого факта со стороны сетевой компании (п. 180 Основных положений).

Б) Пропущен срок составления акта о безучетном потреблении энергии

Основными положениями не предусмотрен нормативный срок составления акта о безучетном потреблении энергии. И это вызывает определенные проблемы. Акт может быть составлен сетевой компанией гораздо позднее дня проверки. Учитывая трехлетний срок исковой давности по таким спорам, появление акта через год или полтора после проведенной проверки нарушает баланс интересов сторон. Потребитель лишается права оперативно отреагировать на факт составления акта: подготовить заключение специалиста о работоспособности прибора, о наличии пломб или их причин их повреждения и т.п.

Именно по этой причине в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2019 года (далее – Обзор) содержится разъяснение о пресекательном сроке составления акта. Он не должен превышать одного года с даты предыдущей проверки. Из Обзора видно, что оформление акта о неучтенном потреблении может быть отложено, однако такой срок, следуя предусмотренной п. 172 Основных положений N 442 периодичности плановой проверки (1 год), не должен превышать этот срок (п. 27 Обзора).

Суды уже начали ссылаться на срок составления акта о безучетном потреблении энергии. В одном из найденных дел (А32-41540/2016) апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции о взыскании безучетно потребленной энергии, защитив потребителя. В числе оснований, по которым было отменено решение суда первой инстанции, указано несоблюдение сроков оформления акта о безучетном потреблении энергии.

В) Пропущены сроки направления акта о безучетном потреблении энергии и составления расчета безучетно потребленной энергии.

Пункты 192 и 194 Основных положений содержат сроки направления акта о безучетном потреблении энергии и составления расчета безучетно потребленной энергии. В первом случае такой срок не должен превышать 3 дней с момента составления акта; во втором – 2 дней с момента составления акта.

Исходя из анализа судебных актов, нарушение указанных сроков не влечет каких-либо негативных последствий для сетевых компаний. Ссылки потребителей на пропуск срока направления акта или составления расчета не расценивается судами как существенное нарушение.

В деле А08-8994/2016 суд округа прямо указал, что ненаправление копии акта о неучтенном потреблении в адрес потребителя не влияет на юридическую силу данного акта и не исключает выявленного представителями сетевой компании факта безучетного потребления электрической энергии. В деле А40-87667/2014 суд кассационной инстанции сослался на то, что правовые последствия нарушений сроков вручения акта и составления акта о неучтенном потреблении не предусмотрены Основными положениями N 442.

Если потребитель столкнулся с тем, что акт направлен с нарушением нормативных сроков, ему следует выяснить, когда в отношении него проводилась последняя плановая проверка. Если дата направления акта отстоит от даты последней плановой проверки на год или более, потребитель может сослаться на пропуск годичного срока, установленного в Обзоре. Как правило, дата последней плановой проверки указана в самом акте. Если таковой нет, можно запросить план проверок у сетевой компании или гарантирующего поставщика через суд.

Те же самые доводы могут быть использованы и в отношении расчета. Само по себе составление такого расчета с нарушением двухдневного срока в глазах суда не играет никакой роли. Как видно из текстов судебных актов суды оценивают это как формальные нарушения, которые не имеют правового значения для обстоятельств дела (А47-5138/2018).

Г) В акте неверно отражены обязательные данные.

В акте о безучетном потреблении энергии должны быть точно отражены: сведения о месте подключения; о приборах учета; о номерах пломб; о способе безучетного потребления энергии; о подписи незаинтересованных лиц в случае отказа потребителя от подписания акта или при составлении акта в его отсутствие.

В случае если ведётся фото- или видеосъёмка, такие материалы подлежат хранению и направляются вместе с актом о безучетном потреблении энергии.

1.1) В одном из дел (А33-24537/2018) при взыскании с потребителя суммы безучетно потребленной энергии судом было установлено, что в акте не отражены сведения о способе безучетного потребления энергии. В спорном случае сетевая компания ссылалась на факт незаконного подключения до места установки прибора учета. В постановлении апелляции зафиксировано, что без сведений о способе безучетного потребления энергии даже наличие видеозаписи не влечет для потребителя негативных последствий.

1.2) По поводу отсутствия в акте сведений о номерах ранее установленных пломб или неправильном указании номеров пломб в судах единого мнения не сложилось. В одном из найденных дел кассационный суд отправил дело на новое рассмотрение, т.к. посчитал отказ нижестоящих судов во взыскании платы за безучетное потребление энергии незаконным. Свои доводы кассация мотивировала тем, что формальные нарушения при составлении акта безучетного потребления (отсутствие указаний на номер пломбы, которая отличается от ранее установленной на счетчике пломбы; составление акта о безучетном потреблении на следующий день после проведенной проверки приборов учета в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 175, 176 Основных положений N 442) не могут являться безусловным основанием, влекущим негативные последствия для определения факта отсутствия пломб на приборе учета (дело № А78-3866/2018).

В другом деле несоответствие номеров пломб послужило к отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение (дело № А32-43672/2016).

1.3) Отсутствие в акте подписи двух незаинтересованных лиц. Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц (абз. 7 п. 193 Основных положений).

Отсутствие подписей двух незаинтересованных лиц является грубым нарушением при составлении акта. В таком случае суд встанет на сторону потребителя и откажет во взыскании суммы безучетно потребленной энергии (А69-138/2019).

Ситуация становится интереснее, когда акт составляется не на месте предполагаемого нарушения, а позднее – уже в офисе сетевой компании. В деле А33-16076/2017 потребителю удалось доказать, что указанные в акте незаинтересованные лица в момент проверки прибора учета отсутствовали на территории предприятия, где установлен прибор учета. Видимо, это была закрытая территория с проходной. Суды, включая Верховный Суд РФ, согласились с тем, что факт безучетного потребления энергии должен фиксироваться с участием двух незаинтересованных лиц по месту нарушения, т.е. там, где установлен прибор учета. Подписание акта незаинтересованными лицами, которые отсутствовали при проверке, является грубым нарушением процедуры фиксации безучетного потребления энергии и влечет отказ в иске сетевой компании.

Часто в качестве незаинтересованных лиц выступают водители, которые перевозят работников сетевой компании. Если потребителю удается доказать, что незаинтересованное лицо осуществляет свою трудовую деятельность в качестве водителя сетевой компании, суд сочтет такое лицо как заинтересованное.

В деле № А43-15854/2015 суд по ходатайству потребителя допросил лиц, подписавших акты. В ходе допроса выяснилось, что они являются водителями предприятия, которое на постоянной основе работает с сетевой компанией и предоставляет ей услуги по перевозке сотрудников. Указанные водители в течение длительного времени перевозили работников сетевой компании, в т.ч. на проверки, и подписывали акты о безучетном потреблении энергии. Суд счел, что такие лица не могут быть признаны незаинтересованными и отказал во взыскании с потребителя суммы безучетно потребленной энергии.

Д) Нарушения при экспертизе. Зачастую, чтобы определить было ли вмешательство в работу прибора учета, он демонтируется и направляется в экспертную организацию. В таком случае в акте делается пометка о направлении на экспертизу, составляется самостоятельный акт о демонтаже прибора учета. Коробка с демонтированным прибором учёта подлежит опломбированию. Номера пломб должны быть зафиксированы в акте о демонтаже.

Примером может служить недавнее дело, которое дошло до Верховного суда РФ и попало в Обзор судебной практики за 4 квартал 2019 года. Речь идет об определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 307-ЭС19-6279 по делу N А56-18735/2018.

Из обстоятельств дела видно, что прибор учета был демонтирован и направлен на экспертизу. Однако при проведении экспертизы были допущены нарушения. Потребитель не уведомлялся о предстоящем экспертном осмотре прибора учета и не участвовал при нём.

И в определении ВС РФ по делу А56-18735/2018 и в Обзоре за 4 квартал 2019 года зафиксирован важный вывод: «в целях сохранения баланса интересов сторон договора энергоснабжения (отношений по передаче электрической энергии и покупки ее для компенсации потерь) праву сетевой организации на проведение исследования прибора учета как своими силами, так и силами сторонних организаций корреспондирует обязанность уведомить потребителя о предстоящем исследовании с тем, чтобы предоставить последнему возможность присутствовать на вскрытии транспортировочных пломб, пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, вскрытии прибора учета, собственником которого он является, при исследовании прибора использовать средства фотосъемки и (или) видеозаписи, а также аргументированно возражать в случае несогласия с результатами исследования и проверки в целом и получить прибор для возможного последующего экспертного исследования.»

Следовательно, отсутствие уведомления о предстоящем экспертном осмотре прибора учета является грубым нарушением, которое влечет отказ в иске о взыскании платы за безучетное потребление энергии.

4. Какой способ защиты избрать.

На сегодняшний день наиболее распространёнными способами защиты потребителя являются: обращение в региональное управление Федеральной антимонопольной службы с заявлением о нарушении прав потребителя при проведении проверки и составлении акта о безучетном потреблении энергии; обращение в суд с иском о признании незаконным акта о безучетном потреблении энергии; выплата суммы безучетно потребленной энергии и последующий иск о неосновательном обогащении.

а) По результатам рассмотрения заявления потребителя УФАС выносит в адрес сетевой компании предписание об устранении нарушений в виде отмены акта и пересчете потребленной энергии в соответствии с показаниями прибора учета.

б) Иск о признании незаконным акта о безучетном потреблении энергии стал достаточно распространённым на практике. Хотя сетевые компании не относятся к субъектам, чьи решения или действия могут быть обжалованы по главе 24 АПК РФ, суды принимают такие иски и рассматривают их по общим правилам искового производства (дело А20-4168/2016). В резолютивной части решение будет указано на незаконность акта о безучетном потреблении энергии (дело А36-242/2018).

По итогам анализа судебной практики мы рекомендуем дополнительно заявлять меры по обеспечению иска в виде запрета совершать действия, направленные на ограничение или прекращение подачи электрической энергии потребителю. Если угроза в ограничении или отключении электроэнергии является реальной, ВС РФ допустил такой способ защиты как предъявление потребителем электрической энергии иска к гарантирующему поставщику о признании незаконными действий по уведомлению о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019.

в) Более тернистый путь – выплатить сумму безучетного потребления энергии и подать иск о неосновательном обогащении (А14-23177/2017). Как правило, потребителям не удается доказать незаконность составления акта и начисления сумм безучетного потребления энергии. Однако есть и исключения (А58-7947/2014). В данном деле предпринимателю удалось вернуть сумму безучетно потребленной энергии в связи с тем, что акт содержит неустранимые пороки.

Заключение: как видно из статьи споры по «безучётке» — постоянные гости в арбитражных судах. Суммы, которые взыскиваются по таким делам, фатальны для среднего предприятия. Поэтому потребителю важно знать, как защищать свои права и на что обращать внимание при составлении актов. Надеемся, что наш анализ судебной практики поможет Вам при проверках сетевой компанией.

Источник