75136 белаз панель приборов

Руководство Белаз 7513 — страница 6

САМОСВАЛЫ БЕЛАЗ-7513. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ

Расположение органов управления и оборудования в кабине оператора показано на рисунке 4.1.

Педаль 1 вспомогательного (электрического) тормоза обеспечивает длительное поддержание необходимой скорости движения на спусках.

Переключатель 2 указателя поворотов, света фар и звукового сигнала расположен с левой сто-роны рулевой колонки. При перемещении рычага переключателя вперед включаются указатели право-го поворота, а при перемещении назад – левого поворота. По окончании поворота необходимо вручную возвратить рычаг переключателя в нейтральное положение. При включенном повороте светится в ми-гающем режиме контрольная лампа, расположенная на панели приборов.

При перемещении рычага переключателя вверх (нефиксируемое положение) включается даль-ний свет фар для сигнализации встречному транспорту, вниз (фиксируемое положение) – дальний свет фар, при нажатии на торец рычага (нефиксируемое положение) включается звуковой сигнал. При пово-роте ручки переключателя из нулевого положения в первое включаются габаритные огни, во второе – ближний свет фар.

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.1 – Органы управления и оборудование кабины:

1 – педаль вспомогательного (электрического) тормоза; 2 – переключатель указателя поворотов, света фар и зву-кового сигнала; 3 – рулевое колесо; 4 – переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя; 5 – ручки регулировки руле-вой колонки по высоте и углу наклона; 6 – панель приборов; 7 – панель тягового электрооборудования; 8 – педаль управления рабочим тормозом; 9 – панель управления отопительно-кондиционерной установки; 10 – педаль управления подачей топлива; 11 – консоль с органами управления; 12 – сиденье оператора

Рулевая колонка с рулевым колесом 3 имеет регулировку по высоте и углу наклона. Для этого поворотом ручек 5 , расположенных на колонке, расстопорить ее и установить в нужное положение.

Переключатель 4 стеклоочистителя и стеклоомывателя лобового стекла расположен справа от рулевой колонки. Он имеет четыре фиксируемых и одно нефиксируемое положения. При установке ры-чага переключателя назад на себя в первое положение включается стеклоочиститель – щетка переме-щается с паузой, во втором и третьем положении щетка перемещается с различной скоростью. При на-жатии на торец рычага (нефиксируемое положение) из любого фиксируемого положения включается стеклоомыватель.

Справа от основной панели приборов 6 расположена панель 7 тягового электропривода. Педаль 8 управления рабочим тормозом оборудована фиксатором для фиксации педали в за-

На передней панели отопительно-кондиционерной установки 9 расположены элементы управления отопителем, кондиционером и поворотные дефлекторы для изменения направления воз-душного потока (подробное описание смотри в разделе «Кабина»).

Педаль 10 управления подачей топлива фиксируется в промежуточном положении рукояткой ручной подачи (на рисунке не показана), которая ограничивает обратный ход педали.

Между сиденьем оператора и дополнительным сиденьем установлена консоль 11 с органами управления самосвалом.

Сиденье оператора 12 – пневмоподрессоренное, с механизмами регулирования сиденья по вы-соте, продольного перемещения, поворота и фиксации спинки.

В выключатели вмонтированы светодиоды. Светодиод загорается при включении выключателя, при выключении – гаснет.

При нажатии на выключатель 1 (смотри рисунок 4.2) загорается фонарь подсветки лестницы. При нажатии на выключатель 2 загорается фара-прожектор подсветки палубы.

При нажатии на выключатель 3 загораются фары подсветки рабочей зоны шасси. Фары автома-тически включаются при подъеме-опускании платформы.

Выключатель 4 включает свет фар подсветки бокового пространства.

Более подробно о назначении, правилах пользования, техническом обслуживание электронной панели 5 смотри в руководстве по эксплуатации панели, которым комплектуется панель при отгрузке с завода-изготовителя.

Нефиксируемый выключатель 6 предназначен для прокачки системы питания двигателя топли-вом после технического обслуживания или длительной стоянки самосвала.

Выключатель 7 предназначен для принудительного включения системы охлаждения топлива (только для самосвала БелАЗ-7513).

Выключатель 8 принудительного включения вентилятора двигателя и открытия жалюзи радиа-торов используется при неисправной автоматике и при проверке работы системы. При выключенном положении выключателя система работает в автоматическом режиме.

Выключателем 9 увеличивают обороты холостого хода двигателя, чтобы не закоксовывались фор-сунки при длительной работе на режиме холостого хода (для самосвалов БелАЗ-7513, БелАЗ-75131, БелАЗ-75135-10 и БелАЗ-75139).

Выключатель 10 предназначен для включения аварийной сигнализации. При нажатии на фикси-руемую кнопку включаются в мигающем режиме все указатели поворотов и вмонтированная в кнопку выключателя сигнальная лампа. Для отключения сигнализации повторно нажать на кнопку.

Система климат-контроля, для управления которой на панели приборов установлен блок управ-ления 11, устанавливается по заказу потребителя. Техническое описание и правила эксплуатации сис-темы смотри в руководстве по эксплуатации, входящей в комплект эксплуатационной документации.

Выключатели 12 и 14 предназначены для включения обогрева зеркал заднего вида.

При нажатии на кнопку прикуривателя 13 накаляется спираль, после чего прикуриватель авто-матически возвращается в исходное положение.

Выключатель 15 предназначен для включения обогрева заднего стекла.

Выключатель 16 предназначен для включения стеклоочистителя и стеклоомывателя заднего стекла.

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.2 – Панель приборов:

1 – выключатель подсветки лестницы; 2 – выключатель фары-прожектора подсветки палубы; 3 – выключатель фар подсветки рабочей зоны; 4 – выключатель фар подсветки бокового пространства; 5 – электронная панель приборов; 6 – вы-ключатель топливопрокачивающего насоса; 7 – выключатель системы охлаждения топлива; 8 – выключатель принудитель-ного включения вентилятора двигателя; 9 – выключатель регулятора оборотов двигателя; 10 – выключатель аварийной сигнализации; 11 – блок управления системой климат-контроля; 12, 14 – выключатели обогрева зеркал заднего вида; 13 – прикуриватель; 15 – выключатель обогрева заднего стекла; 16 – выключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя заднего стекла; 17 – замок-выключатель; 18 – реле-сигнализатор; 19 – выключатель задней противотуманной фары;

20 – выключатель передних противотуманных фар; 21 – кнопочный выключатель централизованной системы смазки; 22 – выключатель поворотных фар подсветки моторного отсека; 23 – выключатель проблескового маяка на кабине

Замок-выключатель 17 для пуска двигателя, когда ключ вставлен в замок до упора – включает-ся «масса» и запитывается бортовая сеть самосвала, когда ключ повернут в замке по часовой стрелке на 90 0 до отказа – включается система пуска двигателя.

Аварийный звуковой реле-сигнализатор 18 включен в цепь параллельно лампам сигнализа-ции об аварийном состоянии систем двигателя и гидросистем рулевого управления и тормозов.

Свет задней и передних противотуманных фар включается выключателями 19 и 20.

Описание и правила пользования автоматической централизованной системой смазки, в которую входит кнопочный выключатель 21, смотри в инструкции по эксплуатации системы.

При нажатии на выключатель 22 загораются поворотные фары подсветки моторного отсека.

Выключатель 23 предназначен для включения проблескового маяка на кабине (проблесковый маяк устанавливается по заказу потребителя).

Рычаг 1 (смотри рисунок 4.3) крана управления стояночным тормозом фиксируется в двух край-них положениях. При вертикальном положении рычага самосвал заторможен (положение “включено”). Для растормаживания фиксатор рычага приподнять вверх и переместить рычаг вперед в горизонталь-ное положение (положение “выключено”). При промежуточном положении рычага эффективность тор-можения будет пропорционально углу его поворота (следящее действие).

При включенном стояночном тормозе (при установке рычага стояночного тормоза в положение

«включено») блокируется включение трансмиссии (движение вперед и движение назад) – включается функция защиты от движения.

Выключатель 2 электропривода двухпозиционный:

в верхнем положении (Т) тяговый электропривод включен;

в нижнем положении – выключен.

Для самосвалов БелАЗ-7513 и БелАЗ-7513А (с электротрансмиссией «GE») выключатель 2

не задействован (не подключен к бортовой сети самосвала).

Рычаг 3 переключателя реверсора электропривода имеет четыре фиксированных положения: N – нейтраль;

D – движение вперед; R – движение назад;

Р – погрузочный тормоз – затормаживание самосвала при погрузке-разгрузке.

С целью затормаживания самосвала при погрузке-разгрузке или в аварийной ситуации при выхо-де из строя рабочего тормозного крана, при перемещении рычага переключателя реверсора в положе-ние “P” – происходит автоматическое включение рабочих тормозных механизмов задних колес.

При нажатии на кнопку нефиксируемого выключателя 4 происходит отсечка топлива и остановка

75136 белаз панель приборов

двигателя, а так же автоматически включается сис-тема сброса давления в пневмогидроаккумуляторах рулевого управления.

Рисунок 4.3 – Консоль с органами управления самосвала:

1 – кран управления стояночным тормозом; 2 – выклю-чатель электропривода; 3 – рычаг переключателя реверсора электропривода с фиксатором; 4 – выключатель останова дви-гателя; 5 – переключатель подъема и опускания платформы; 6 – выключатель блокировки платформы; 7 – заглушка; 8 – вы-ключатель режимов электрического торможения

Переключатель 5 опрокидывающего механизма платформы трехпозиционный:

среднее положение ручки – нейтральное положение;

ручка повернута против часовой стрелки до упора – подъем платформы;

ручка повернута по часовой стрелке до упора – опускание платформы.

Ручка переключателя переводится в любое положение только при нажатии на нее до упора.

В ручку вмонтирована сигнальная лампа, загорающаяся при отклонении ручки от нейтрального положения.

Остановка платформы в любом промежуточном положении в процессе ее подъема или опускания осуществляется установкой ручки выключателя в среднее положение.

Выключателем 6 отключается блокировка, предотвращающая опускание платформы во время движения самосвала, когда включен тяговый электропривод. Это необходимо для удержания платфор-мы в поднятом или промежуточном положении при маневрировании во время разгрузки. Выключатель удерживать нажатым на все время маневрирования.

При включенном выключателе 8 задается режим электрического торможения для движения са-мосвала с постоянной скоростью.

Скорость задается оператором в зависимости от угла установки педали электрического торможе-ния, скорость будет поддерживаться такой, какая была на момент включения выключателя (кроме само-свалов с электротрансмиссией «GE»).

Для самосвалов БелАЗ-7513 и БелАЗ-7513А (с электротрансмиссией «GE») постоянная скорость движения в режиме электрического торможения устанавливается потенциометром (см. раздел 4.4.2).

При выключенном положении выключателя режимом электрического торможения управляет пе-даль электрического тормоза – большему нажатию соответствует большее торможение.

Панель тягового электрооборудования самосвалов БелАЗ-75131, БелАЗ-75135 и БелАЗ-75137 (электротрансмиссия переменно-постоянного тока БелАЗ)

Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления тяговым электропри-водом на панели приборов в кабине оператора приведено на рисунке 4.4.

Индикатор 1 «ОГРАНИЧЕНИЕ СКОРОСТИ» (оранжевый) информирует в мигающем режиме о том, что самосвал достиг максимально допустимой скорости. В случае если самосвал превысит макси-мально установленную скорость, индикатор начнет гореть постоянно, автоматически выключится тяго-вый режим и включится режим электродинамического замедления.

Выключение замедления и индикатора произойдет автоматически после снижения скорости. Для последующего включения силовой цепи тягового режима необходимо отпустить педаль хода в нулевое положение и вновь нажать на нее.

Индикатор 2 «ЗАЩИТА» (красный) информирует о срабатывании одной или нескольких защит тягового электропривода.

Индикатор загорается в случае аварии тягового электропривода. Включение индикатора сопро-вождается отключением силовой цепи тягового электропривода. Оператор должен остановить само-свал рабочим тормозом, произвести сброс защиты и попытаться транспортировать самосвал своим хо-дом (при наличии такой возможности) в безопасное место для получения консультаций со специали-стами по диагностике и ремонту о своих дальнейших действиях.

В случае если индикатор включится повторно при попытке движения, необходимо зафиксировать самосвал стояночным тормозом и вызвать специалиста для проведения диагностики и ремонта.

Индикатор 3 «КОРПУС» (красный) информирует о замыкании силовой цепи тягового электропри-вода на корпус. Включение данного индикатора не вызывает отключения силовой цепи. Оператор должен завершить движение, остановить самосвал в безопасном месте, зафиксировать стояночным тормозом и вызвать специалиста для диагностики и ремонта.

Индикатор 4 «ПЕРЕГРЕВ» (оранжевый) информирует в мигающем режиме о перегреве какого-либо из компонентов тягового электропривода.

Сразу же начинается автоматический отсчет интервала времени (две минуты), предоставляемого водителю для остановки самосвала. Если за указанное время температура снизится, устройство защиты и контрольная лампа выключается и водитель может продолжать движение.

Если в этот промежуток времени температура не снизится, индикатор начнет гореть постоянно со-вместно с индикатором «ЗАЩИТА». Произойдет отключение силовой цепи тягового электропривода. Оператор должен зафиксировать самосвал стояночным тормозом и вызвать специалиста для диагно-стики и ремонта.

Индикатор 5 «СТАБИЛИЗАЦИЯ СКОРОСТИ» (зеленый) информирует о включении режима элек-трического торможения для движения самосвала с постоянной скоростью при включении выключателя

«СТАБИЛИЗАЦИЯ СКОРОСТИ» на консоли.

Описание панели визуализации 6 системы управления тяговым электроприводом (СУТЭП) при-ведено в инструкции, прикладываемой в комплекте документации к тяговому электроприводу.

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.4 – Панель тягового электрооборудования самосвалов БелАЗ-75131, БелАЗ-75135 и БелАЗ-75137:

1 – индикатор включения ограничения скорости; 2 – индикатор срабатывания защит тягового электропривода; 3 – индикатор замыкания силовой цепи на корпус; 4 – индикатор перегрева тяговых электродвигателей; 5 – индикатор вклю-чения стабилизации скорости; 6 – панель визуализации тягового электропривода

Панель тягового электрооборудования самосвалов БелАЗ-7513 и БелАЗ-7513А (элек-тротрансмиссия переменного тока «GE»)

Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления тяговым электропри-водом на панели приборов в кабине оператора приведено на рисунке 4.5.

Выключатель 1 отключения привода (состояние покоя) включает и выключает систему привода при работающем двигателе.

Выключатель 2 прогрева двигателя активизирует режим прогрева двигателя включением само-нагрузки электропривода.

Выключатель 3 сохранения данных сохраняет параметры работы самосвала на момент нажатия выключателя в памяти системы управления электроприводом.

Потенциометр 4 управления скоростью динамического торможения обеспечивает необходимый режим работы электропривода для поддержания установленной скорости движения без воздействия на педаль вспомогательного тормоза при включенном выключателе режимов электрического торможения на консоли (смотри выше).

Панель 5 диагностической информации поддерживает обмен информацией между системой управления электроприводом, водителем и обслуживающим персоналом, отображает события или ин-формацию, поддерживает процесс настройки.

Более подробно назначение контрольно-измерительных приборов и органов управления тяговым электроприводом фирмы «GE» в кабине оператора и особенности управления приводом смотри в до-кументации по электротрансмиссии «GE» (прилагается на компакт-диске в комплекте эксплуатационной документации).

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.5 – Панель тягового электрооборудования самосвалов БелАЗ-7513 и БелАЗ-7513А:

1 – выключатель отключения привода (состояние покоя); 2 – выключатель прогрева дизеля; 3 – выключатель сохране-ния данных; 4 – потенциометр управления скоростью динамического торможения; 5 – панель диагностической информации

Панель тягового электрооборудования самосвалов БелАЗ-75139 и БелАЗ-7513В (электротрансмиссия переменного тока «Электросила»)

Расположение контрольно-измерительных приборов и органов управления тяговым электропри-водом на панели приборов в кабине оператора приведено на рисунке 4.6.

Индикатор 1 «Ограничение скорости» – самосвал достиг максимально установленной скорости движения.

Индикатор 2 «Защита» ( «Авария» в документации тягового электропривода «Электросила») – выключен автоматический выключатель QF4 в шкафу управления, либо имеется неисправность в элек-троприводе самосвала.

Индикатор 3 «Корпус» – снижение изоляции силовой часть привода.

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.6 – Панель тягового электрооборудования самосвалов БелАЗ-75139 и БелАЗ-7513В:

1 – индикатор включения ограничения скорости; 2 – индикатор срабатывания защит тягового электропривода; 3 – индикатор замыкания силовой цепи на корпус; 4 – индикатор перегрева тягового электропривода; 5 – индикатор готов-ности тягового электропривода к работе; 6 – индикатор состояния инверторов; 7 – кабинный контроллер

Индикатор 4 «Перегрев» – неисправность в системе контроля температуры или перегрев одного из элементов части электропривода.

Индикатор 5 «Готовность привода» – указывает на то, что самотестирование системы прошло успешно и самосвал готов к движению.

Индикатор 6 «CAN» – указывает на то, что имеется связь с обоими инверторами.

Описание кабинного контроллера 7 системы управления тяговым электроприводом приведено в инструкции, прикладываемой в комплекте документации к тяговому электроприводу.

Более подробно описание контрольно-измерительных приборов и органов управления изложено в комплекте эксплуатационной документации тягового электропривода «Электросила».

Выше ветрового окна расположена дополнительная панель приборов (смотри рисунок 4.7). Описание правил пользования пультом 1 смотри в руководстве по эксплуатации системы комби-

нированного пожаротушения (СКП).

В состав аудиосистемы входят два динамика 2 и автомагнитола 4.

Описание правил пользования пультом 3 смотри в руководстве по эксплуатации устройства сиг-нализации приближения к воздушной линии электропередачи (УСПВЛ).

Плафон 5 с выключателем слу-жит для освещения рабочего места водителя.

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.7 – Дополнительная панель приборов:

1 – пульт управления СКП; 2 – динамик аудиосистемы; 3 – пульт УСПВЛ; 4 – автомаг-нитола; 5 – плафон освещения кабины

Панель управления (рисунок 4.8) предпусковым подогревателем установлена в переднем бампе-ре, рядом с подогревателем и закрыта крышкой.

Контрольная спираль 1 включена последовательно со свечой и по степени накаливания спира-ли контролируется готовность свечи к пуску подогревателя.

При повороте рычага выключателя 2 по часовой стрелке включается свеча накаливания и кон-трольная спираль. Рычаг возвращается в начальное положение автоматически.

Выключатель 3 электромагнитного клапана двухпозиционный: верхнее положение “Работа”

электромагнитный клапан включен в цепь, топливо поступает к форсунке; нижнее положение “Продув” – электромагнитный клапан обесточен, путь топлива к форсунке перекрыт.

Переключатель 4 электродвигателя трехпозиционный: верхнее положение “Работа” – высокая

частота вращения электродвигателя; среднее – выклю-чено; нижнее “Пуск” – электродвигатель включен в цепь через резистор, частота вращения меньшая.

Биметаллический предохранитель защищает цепь электродвигателя предпускового подогревателя от пере-грузок. Для включения предохранителя после его сраба-тывания нажать на кнопку 5.

75136 белаз панель приборов

Рисунок 4.8 – Панель управления предпусковым подогревателем:

1 – контрольная спираль; 2 – выключатель свечи накалива-ния; 3 – выключатель электромагнитного клапана; 4 – выключатель электродвигателя; 5 – кнопка включения биметаллического предо-хранителя

Источник