5 класс природа увеличительные приборы

Урок «Увеличительные приборы» 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
есть инструктивная карточка для проведения лаб работы33.83 КБ
konspekt_uroka_5klass.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: учитель биологии: Инсапова Диана Евгеньевна

Класс, программа . Рабочая программа по биологии. 5 класс к УМК Н.И Сонина, А.А. Плешакова ( М.: Дрофа)

Тема урока : Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Тип урока : комбинированный; урок – лабораторная работа

Цель урока : изучить устройство увеличительных приборов и правила работы с ними; сформировать умения самостоятельно готовить микропрепараты, описывать ход лабораторной работы.

Образовательные : расширить знания учащихся о приборах, применяемых для изучения природы, научить учащихся работать с микропрепаратами и делать грамотные зарисовки увиденного.
Развивающие : развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, различными ЭОРами; учить находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы; развивать умения учащихся в сфере ИКТ (научить находить необходимую информацию)

Воспитательные : воспитать культуру общения учащихся, сотрудничества (со сверстниками , учителями), бережное отношение к учебному оборудованию; прививать любовь к предмету и его изучению.

Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, А.А Плешаков. – М. : Дрофа, 2012., §6

Н.И.Сонин. Биология. Введение в биологию. 5кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонин, А.А Плешаков. – М. : Дрофа, 2012. — с.111

Микробиологические лаборатории; стеклянные палочки, кусочки мякоти арбуза, вата, салфетки.

Полоска цветной бумаги, стаканчик с кусочками льда, брусочек древесины

ПК, интерактивная доска, слайд – презентация «Увеличительные приборы»;

сообщение учащегося «История изобретения микроскопа» ; интерактивное учебное пособие: наглядная биология. Растение – живой организм.

Раздаточный материал : кроссворд « Устройство

микроскопа»; тест «Правила работы с микроскопом»

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление изученного материала
  5. Контроль изученного материала
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

Учитель : приветствует учащихся, проверяет их подготовку к уроку. Создает позитивный настрой:

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2. Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. выявляет пробелы в усвоении знаний учащихся и корректирует их, оценивает учащихся.

Вопросы для фронтальной беседы.

1. Вспомните, о чем мы говорили на предыдущем уроке?

2. Перечислите основные методы изучения природы.

3. Чем различаются наблюдение и эксперимент?

4. Перечислите оборудование, которое

используют для научных исследований.

5. Назовите известные вам измерительные приборы. Что можно измерить с помощью линейки? Термометра?

6. Проведите простейшие опыты. С помощью этих приборов

измерьте температуру воды в стаканчике, длину полоски бумаги, массу брусочка древесины.

Отвечают на заданные вопросы о методах изучения живой природы и оборудовании для ее изучения; дополняют и исправляют ответы товарищей, участвуют в самооценке и оценке знаний товарищей.

3. Изучение нового материала

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Расскажите мне, что вы уже знаете из своего жизненного опыта об увеличительных приборах?

Для изучения, каких объектов они используются?

Обобщает ответы учащихся и подводит их к изучению нового материала.

кто первым увидел микрообъекты.

Итак, ребята, нас окружают не только видимое , но и невидимое. Первым, кто увидел невидимое, был голландец -Антони Ван Левенгук. В 1685 году он сообщил, что при помощи изготовленного им прибора он обнаружил в настоях воды животных в тысячи раз мельче самых мелких водных насекомых. Это известие показалось ученым сказочным и вызвало у них только улыбку. Свой прибор он назвал микроскоп ( от греч «микрос» — малый; «скопо» — смотрю). Именно этот прибор помог увидеть невидимое.

Позже открытие Левенгука подтвердил всемирно известный ученый – Роберт Гук, который сообщил, что после долгих трудов ему удалось сделать такой микроскоп, который позволил ему увидеть в перечном настое массу мелких живых существ

Отвечают на вопросы учителя

2. Создание проблемной ситуации

Нужны ли нам увеличительные приборы?

Что необходимо уметь, чтобы увидеть невидимое?

Обобщает имеющиеся у учащихся знания по данной теме; создает готовность к предстоящей деятельности

Отвечают на заданные вопросы.

3.Формулирование темы урока, постановка

Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Проявляют познавательную инициативу, формулируют тему урока, цель

Записывает на доске тему урока; создает готовность к предстоящей деятельности

Ребята, а что надо изучить?

Умеете ли вы пользоваться ими? Поэтом , что еше нам надо изучить еще на этом уроке?

Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

Выслушивает формулировки, записывает на тему цель на доске.

Учащиеся отвечают: «Увеличительные приборы»

Предложите свои варианты, что нам поможет узнать больше об увеличительных приборах?

Предлагают план по изучению увеличительных приборов.

1.История открытия увеличительных приборов.

2. Увеличительные приборы-ручная лупа, микроскоп.

3. Устройство и правила работы с ними.

5. Реализация построенного проекта.

Слушает сообщение учащегося. Демонстрирует лупы — ручную и штативную и микроскоп. И так, первый пункт нашего плана мы выполнили.

Переходим ко второму. Второй и третий пункты нашего плана мы будем выполнять в виде лабораторной работы, пользуясь инструктивной карточкой.

Заслушивают сообщение «История открытия увеличительных приборов», подготовленное одним из учащихся.

Лабораторная работа « Увеличительные приборы»;

Объясняет ход лабораторной работы согласно инструкции по ее проведению

Но следует помнить, что лабораторное оборудование изготовлено из стекла, оно дорогостоящее, поэтому с ним и в кабинете нужно обращаться очень осторожно и соблюдать правила техники безопасности.

Прочитайте в инструктивной карточке, лежащей у вас на столах, первый пункт работы — инструкцию по технике безопасности работе с увеличительными приборами при проведении лабораторной работы и поведению в кабинете биологии

А теперь давайте познакомимся с устройством ручной лупы и правилами работы с ней.

Рассказывает об устройстве ручной лупы. Называет и показывает части ручной лупы и рассказывает об их назначении.

Выполняют лабораторную работу, пользуясь инструктивной карточкой.

Зачитывают инструкцию по технике безопасности работе с увеличительными приборами при проведении лабораторной работы и поведению в кабинете биологии

учителя об устройстве ручной лупы рассматривают

в тетради на печатной основе

Продолжаем изучать увеличительные приборы Объясняет ход лабораторной работы согласно инструкции по ее проведению.

Прочитайте следующий пункт в инструктивной карточке. Выполните его.

Работают с учебником с.24 по изучению устройства

микроскопа, назначением его частей и правилами работы с ними; узнают, как определить увеличение микроскопа;

Оформляют результаты лабораторной работы

в тетради на печатной основе

Прочитайте следующий пункт в инструктивной карточке. Выполните его.

Зарисовывает на доске, как выглядит мякоть арбуза невооруженным глазом.

Диалог с учащимися : из чего состоит мякоть арбуза ?

Рассматривают кусочки мякоти арбуза невооруженным глазом и делают записи и рисунки увиденного в тетради на печатной основе с. 14,задание 3.

Отвечают на вопрос учителя,
формулируют вывод: мякоть арбуза состоит из маленьких крупинок

С помощью увеличительных приборов можно

рассмотреть, из чего состоят мякоть арбуза, ваты. Прочитайте следующий пункт инструктивной карточки. Диалог с учащимися : как вы думаете, что такое крупинки ?

Зарисовывает на доске мякоть арбуза под лупой;

помогает сформулировать вывод: крупинки — это клетки. Более детально рассмотреть клетки можно только с помощью микроскопа, но их изучением мы займемся на следующих уроках.

Рассматривают мякоть арбуза с помощью лупы, делают записи и рисунки в тетради на печатной основе с.15

задание 4; сравнивают с предыдущим рисунком , делают вывод из чего состоит мякоть арбуза, записывают его в тетрадь.

Вывод : мякоть арбуза состоит из отдельных маленьких крупинок — клеток

Прочитайте следующий пункт инструктивной карточки. Зарисовывает увиденное на доске.

Кладут волокна ваты на предметное стекло и рссматривают их под микроскопом;

Зарисовывают увиденное в тетрадь

Ребята, мы вами уже много трудились, давайте немного отдохнем.

Читает текст и показывает, какие действия нужно при этом совершить.

В ясный солнечный денек (закрыть глаза)

Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).

Рассмотреть большой пенек (развести руками),

Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).

Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),

Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?

Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть)

Читают текст вместе с учителем.

ІV. Закрепление нового материала

(5 мин) Задает вопросы учащимися, помогает сформулировать правильные ответы на вопросы.

1.Какие существуют увеличительные приборы?

2.Какие виды луп вы знаете?

3.Во сколько раз увеличивают объект лупа?

5. В чем заключаются правила работы со световым микроскопом?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют и исправляют ответы товарищей.

Раздает учащимся кроссворды и предлагает ответить на них, а затем проверить правильность друг у друга(используя ключ) и поставить оценку.

Выставляет оценку в журнал.

Вспомните устройство микроскопа, разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.

Биология. 5 класс

Конспект урока

Урок 4. Увеличительные приборы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Урок посвящён изучению принципов работы различных увеличительных приборов
  2. Узнаете о цели применения увеличительных приборов для биологических исследований.

Лупа, световой микроскоп, окуляр, объектив

Лупа – простейший увеличительный прибор, состоящий из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой.

Световой микроскоп – сложный оптический прибор для рассматривания предметов с увеличением в десятки, сотни и тысячи раз.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Живые организмы состоят из клеток. Некоторые клетки можно увидеть, а размеры других настолько малы, что их практически не возможно рассмотреть без использования увеличительных приборов. Метод наблюдения требует усилить человеческий глаз для того, чтобы детально рассмотреть внутреннее и внешнее строение живых организмов.

Для изучения строения клеток используют увеличительные приборы.

Лупа – простейший увеличительный прибор. Лупа состоит из увеличительного стекла, которое для удобства работы вставлено в оправу с ручкой. Лупы бывают ручные и штативные.

Ручная лупа может увеличивать рассматриваемый объект от 2 до 20 раз.

Штативная лупа увеличивает объект в 10–20 раз.

С помощью лупы можно рассмотреть форму достаточно крупных клеток, но изучить их строение невозможно.

Световой микроскоп (от греч. макрос – малый и скопео – смотрю) – оптический прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, не различимых простым глазом предметов.

Световой микроскоп состоит из трубки, или тубуса (от лат. тубус – трубка). В верхней части тубуса находится окуляр (от лат. окулус – глаз). Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса находится объектив (от лат. объектум – предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу и поднимается и опускается с помощью винтов. На штативе находится также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Рассматриваемый на предметном стекле объект помещается на предметный столик и закрепляется на нём с помощью зажимов.

Главный принцип работы светового микроскопа заключается в том, что лучи света проходят через прозрачный (или полупрозрачный) объект исследования, который находится на предметном столике, и попадают на систему линз объектива и окуляра, увеличивающих изображение. Современные световые микроскопы способны увеличивать изображение до 3600 раз.

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса: Установите соответствие:

Презентация «Увеличительные приборы» 5 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

5 класс природа увеличительные приборы

Описание презентации по отдельным слайдам:

5 класс природа увеличительные приборы

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

5 класс природа увеличительные приборы

Лупа ручная и штативная Световой микроскоп Электронный микроскоп Внешний вид увеличительных приборов

5 класс природа увеличительные приборы

5 класс природа увеличительные приборы

Историческая справка Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в 16 веке. В 17 веке голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз. А в 20 веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.

5 класс природа увеличительные приборы

Ручная лупа увеличительное стекло (линза) ручка Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. оправа

5 класс природа увеличительные приборы

Штативная лупа штатив зеркало предметный столик окуляр Штативная лупа увеличивает предметы от 10 до 25 раз.

5 класс природа увеличительные приборы

Световой микроскоп Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. окуляр тубус объективы предметный столик зеркало винты штатив

5 класс природа увеличительные приборы

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на окуляре.

5 класс природа увеличительные приборы

Как определить увеличение микроскопа? Посмотри на число, указанное на объективе.

5 класс природа увеличительные приборы

Что можно увидеть в электронный микроскоп?

5 класс природа увеличительные приборы

Дробление яйцеклеткиКорневище папоротника орляка Корневище папоротника орляка Пыльник ириса

5 класс природа увеличительные приборы

Глаз мухи (60)Слоник (10) Перо волнистого попугая (10) Пухоед на пере попугая (60)

5 класс природа увеличительные приборы

Цветок зверобоя (10) Крыло пчелы Крыло бабочкиПеро птицы (60)

5 класс природа увеличительные приборы

Как определить увеличение микроскопа? Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это 10 х 20 = 200 раз. Если переводишь объектив или меняешь окуляр (на изображенном микроскопе его можно плавно поворачивать, изменяя 10 на 20), то, соответственно, меняется и увеличение. Помни об этом! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.

5 класс природа увеличительные приборы

Правила работы со световым микроскопом 1. Поставьте микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстоянии 5 — 10 см от края стола. 2. Зрительную трубку опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика. 3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь освещения, комфортного для глаза: не «бьющего», но и не «мутного».

5 класс природа увеличительные приборы

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами. 5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения. 7. После работы уберите микроскоп в футляр.

5 класс природа увеличительные приборы

Проверь себя! 1. Какие увеличительные приборы ты знаешь? 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? 3. Как устроен микроскоп? 4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

5 класс природа увеличительные приборы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

5 класс природа увеличительные приборы

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

5 класс природа увеличительные приборы

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Дистанционные курсы для педагогов

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Настоящий материал опубликован пользователем Бригаденко Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

5 класс природа увеличительные приборы

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

Выдаём документы
установленного образца!

5 класс природа увеличительные приборы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

5 класс природа увеличительные приборы

Стоимость обучения на первом курсе в вузах РФ за год выросла на 10%

5 класс природа увеличительные приборы

Федеральный перечень учебников будет дополнен новыми учебниками

5 класс природа увеличительные приборы

В Роспотребнадзоре заявили о широком распространении COVID-19 среди детей

5 класс природа увеличительные приборы

В России утвердили новые правила аккредитации образовательных учреждений

5 класс природа увеличительные приборы

Первый мониторинг вузов РФ по новым показателям пройдёт в 2023 году

5 класс природа увеличительные приборы

В Якутске все классы, кроме девятых и одиннадцатых, перейдут на удаленку

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник